Тюменские восьмиклассники изобрели "умную картошку", которая умеет писать СМС. Разработка заинтересовала предприятия АПК

30.11.2016 20:272371 просмотров

    Инженерные разработки тюменских школьников будут реализованы на предприятиях юга области. В конце декабря путевку в жизнь должны получить сразу два изобретения для местных сельхозпроизводителей. Их готовы в качестве пилотных проектов внедрить у себя ишимский мясокомбинат и агрофирма «КРИММ». Как восьмиклассники пробуют себя в роли настоящих ученых и какие условия созданы в областной столице для подготовки инженерных кадров?

    Даже не верится, но это устройство придумали и спроектировали два восьмиклассника. С помощью него можно узнать уровень влажности, освещенности и температуру в помещении, где хранится картошка. Заказ на эту разработку примерно полгода назад школьником поступил от крупной агропромышленной фирмы, и сейчас Асхаб и Игорь с гордостью демонстрируют опытный образец.

     «Получается, мы можем написать сейчас СМС, и через некоторое время придут показания с датчиков, фоторезистора. Температуру, влажность и освещенность показывают датчики, и показания придут на телефон», — сказал ученик 8 «Б» класса тюменской школы №92 Асхаб Шахтмиров.

     «Идею мы разработали сами, как он будет измерять, и уже саму плату паяли мы, а нам помогали именно с написанием программы, так как мы занимаемся только второй год и еще не до конца освоили. Здесь довольно сложная программа», — добавил ученик 8 «Б» класса тюменской школы №92 Игорь Тоцкий.

    Чудо-овощ, устройство по обрезке колбасных изделий или дистанционный термометр, измеряющий температуру входящих в школу учеников во время эпидемии гриппа — все эти разработки придуманы воспитанниками центра робототехники и автоматизированных систем управления Тюменской области. Появился он в прошлом году по поручению губернатора Владимира Якушева. На базе сразу нескольких школ юга области были открыты айти-лабы и робо-лабы — эти лаборатории программирования и робототехники стали первой ступенью по подготовке в регионе инженерно-технических кадров.

     «Дополнительно, помимо этих классов, открыто 4 класса робототехники в городе Тюмени, плюс 4 класса по программированию в городе Тюмени, и открыты классы по программированию в Тобольске, Ишиме, Заводоуковске и Ялуторовске. Программа обучения рассчитана на 1 год, то есть, дети за год постигают все, что нужно, и, соответственно, в конце года они выполняют проект», — отметил и.о. руководителя центра робототехники и автоматизированных систем управления Тюменской области Иван Козлович.

    После успешного прохождения первой ступени обучения выпускники айти- и робо-лабов получают возможность заниматься в проектной лаборатории. Расположена она на базе Тюменского технопарка. Здесь на различных станках подростки изготавливают прототипы своих будущих изобретений по заказу того или иного предприятия. Главное условие каждой из разработок — она должна быть применима в реальной жизни.

     «Здесь дети, которые показали себя наиболее заинтересованными, наиболее способными к проектной деятельности, работают уже над более серьезными вещами. На текущее время у нас есть пять проектов, которые были участниками чемпионата по робототехнике на кубок губернатора, стали победителями, заняли какие-то места, и над которыми дети сейчас работают на этапе даже не проектирования, а прототипирования. Наша цель — довести их до реального прототипа, который может быть использован на производстве», — объяснила директор ГАУ ДО ТО «Региональный информационно-образовательный центр» Татьяна Беляева.

    Пройдя такую тщательную подготовку, новоиспеченные специалисты с легкостью поступают в местные вузы на инженерные направления. С этого года в ТюмГУ и Индустриальном университете открылись специальности, связанные с робототехникой и мехатроникой. В рамках взаимодействия с высшими учебными заведениями областной центр робототехники принимает к себе студентов, которые становятся руководителями и помогают школьникам в разработке новых проектов. Также ученики профильных вузов могут использовать профессиональное оборудование центра для проведения практических занятий. Ну а последней ступенью в развитии инженерных кадров становится их трудоустройство.

     «Уже сейчас мы организовываем для них встречи, хотя это 9-11 класс, то есть, сложно говорить об их трудоустройстве, потому что это еще дети, но, тем не менее, находим какие-то проекты, находим наши тюменские предприятия, которые могли бы давать им короткие, небольшие задачи или брать их в свои команды для проектной деятельности», — сказала Татьяна Беляева.

    Ну а первыми такими молодыми инженерами уже в декабре должны стать Игорь и Асхаб. Сейчас они вносят необходимые доработки в свое устройство, которые попросили их сделать в агропромышленной фирме. То есть, помимо передачи данных этот чудо-овощ должен стать пыле- и водонепроницаемым и отслеживать, на каких этапах транспортировки картофель может получить повреждения.

Сергей Зотов