Какое будущее у наших детей? Текстовая версия программы «ЗА!ДЕЛО» от 22.04.2016

17:41 28.04.2016 Общество 1026 просмотров
Какое будущее у наших детей? Текстовая версия программы «ЗА!ДЕЛО» от 22.04.2016

    Вероника Чубенко, ведущая

    Что нужно сделать, чтобы наши дети не оказались на задворках истории? Дети — наше будущее, как часто мы это слышим и как часто мы это говорим. Однако, при том уровне конкуренции, при том разрыве технологическом и социальном от мира — это будущее может быть весьма туманным. Но пока мы в состоянии это исправить и очень большое счастье, что власти города это понимают и готовы обсуждать вместе с нами: а какие условия нужно создать для развития занятости, безопасности, сохранения здоровья наших детей.

    Мы часто говорим о технологическом прорыве, говорим о том, что для него нам нужны качественные инженерно-технические кадры. И вроде бы даже уже и похвалиться есть чем. Однако пока мы все же готовим тех, кто эксплуатирует оборудование, а не тех, кто его создает. Вот сегодня в школах города созданы очень неплохие условия, для того, чтобы дети занимались 3D моделированием, занимались робототехникой, но что с ними дальше, есть ли у этих детей перспективы в городе?

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Конечно, перспективы у таких детей есть, Вы абсолютно правильно подчеркнули, да, в основном мы готовим инженерно-технические кадры, которые востребованы на производстве, именно, как специалисты в области управления уже созданными машинными, механизмаи и технологиями, то, что мы сегодня внедряем в наших сургутских школах, например, 3D-моделирование, робототехника – это, конечно, огромный шаг в будущее,о чем мы сегодня будем говоритьс вами.Это будущее нашего города, это будущее нашей страны

    Рустем Юсупов, предприниматель

    На самом деле молодые специалисты, если нашу отрасль брать, энергетику, они вполне соответствуют. Но, касаемо практических вопросов, конечно приходится какое-то время с ними проводить, заниматься, чтобы погрузить их в среду и получить результат, чтобы они могли самостоятельно вести деятельность.Выпускникам не хватает практики, тем более специфика у нас особая и приходится специализацию подтягивать.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Как Вы думаете, когда спортивная робототехника будет базовым ресурсом для производства именно инженеров-проектировщиков, то есть более системных инженерных кадров?

    Владислав Халамов, директор центра «Российская ассоциация образовательной робототехники» г. Москва

    На сегодняшний день, те ребята, которые занимаются образовательной робототехникой, они все эти знания обязательно используют, но у нас только какая-то часть, например 10%, нам нужны инженеры.И эти ребята обязательно пойдут в технические ВУЗы,будут инженерами, программистами, мехатронниками, но давайте не забывать еще про значительную часть мальчишек и девчонок, может 90%, которым эти знания нужны просто для общего развития, системного мышления, умения конструировать, представлять в объеме…

    Вероника Чубенко, ведущая

    Что сдерживает появление новых специалистов, специалистов с иновационным мышлением?

    Владислав Халамов, директор центра «Российская ассоциация образовательной робототехники» г. Москва

    Вернувшись с соревнований я видел столько ребят,которых ничего не сдерживает. Все условия для того,чтобы заниматься есть. Я, на самом деле,не вижу никаких препятствий, кроме желания непосредственного развития самих робототехников. И те, кто остаются на технических специальностях, и те, кто продолжает обучение в ВУЗах, у них все возможности для реализации есть.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Даже в Сургуте мы выпускаем очень перспективных молодых людей, которые получают сегодня в стенах школы знания, котрые дают им стартовую площадку, а потом, когда они попадают в ВУЗ, случается разочарование, потому что в ВУЗе учат по-старому,там не учат проектированию, там учат тех, кто просто хорошо эксплуатирует оборудование.

    Владислав Халамов, директор центра «Российская ассоциация образовательной робототехники» г. Москва

    Необходима большая связка ВУЗов с практикой, необходима большая ориентация на конкретные производства, говоря о Сургуте, мы знаем сургутские команды и работу,которая проводится департаментом образования г. Сургута и СурГУ, мы видим эту связку, мне кажется, что необходимо добавить практикоориентированности и необходима более четкая связка с предприятиями, на которые пойдут ребята, чтобы они сразу понимали на какую базу они рассчитывают, в том числе, чисто технические знания, что они дальше будут применять.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Собственно вот суть этой проблемы и основной сдерживающий фактор он заключается в том, что мы с одной стороны даем им возможность для движения вперед, а вот этого вперед, его в данный момент не существует.

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Мы несколько сузили тему, рассматривая вопрос робототехники.Да, действительно, это сегодня в наших школах развивается,но я хотел бы подчеркнуть. Безусловно сотни сургутских мальчишек увлечены этими идеями и это действительно проектное мышление развивает. Но, конкретный пример, я когда учился в школе — у нас был кружок авиамоделирования. При чем кружок был сделан так, что мы занимались в вечернее время. При чем занимался с нами родитель одного из учеников, увлеченный этим делом. Материально-техническую базу мы создавали сами, родителями покупали необходимые двигатели, чтобы мы могли конструировать модели. Понимаете, я уверен, что из 20 человек, занимающихся в авиакружке, никто не стал авиастроителем. Но занятия в этом кружке привили нам тягу к технике, мы делали там первые шаги в познании сложных механизмов.Точно так же и с робототехникой, я уверен, что только единицы свяжут свою жизнь с этой деятельностью, в дальнейшем получив профильное образование и будут искать применение полученным знаниям и практическим навыкам в своей дальнейшей взрослой жизни.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Совершенно согласна с Вами, что это пригодится ребятам во взрослой жизни, даже если они не будут разрабатывать технические новшества, но,Ю тем не менее, есть еще одна проблема, этих ребят и с авиамоделирования, и с робототехникой, и с 3D-моделированием, мы можем потерять в Сургуте, потому что вот этих производств, где они востребованы, у нас нет.

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Зато у нас в Сургуте есть производства, где специалисты по инженерно-техническим должностям востребованы, востребованы постоянно, я говорю, в первую очередь, о градообразующих предприятиях. Ведь минимум 5 лет назад был страшный перекос в сторону гуманитарного образования, у нас до сих пор переизбыток экономистов, финансистов, юристов, а специалистов с инженерно-техническими навыками, тем более специалистов высококвалифицированных, как не хватало в то время, так не хватает и сейчас.Именно поэтому наши градообразующие предприятия вынуждены заниматься профориентационной работой в наших школах, а сегодня даже в детских садах, для того, чтобы показать какие специальности сегодня востребованы и будут востребованы затра на рынке труда.

    Ирина Полякова, заместитель директора Департамента образования администрации г. Сургута

    Сегодня действительно в образовательных учреждениях делается очень многое. Понятно, что существуют традиционные подходы к преподаванию и развитию инженерного образования,а есть и действительно новые формы организации образования, такие как работа наших детей в ресурсных центрах, на базе естетственно-научного лицея, лицея №1,Информатика +, школа №7, и мы сегодня говорим не только об образовательной робототехнике, мы говорим о формировании профессиональных компетенций,новых инженерных специальностей. То есть это Junior skills, который является продолжением World skills, это то, что сегодня есть только в ряде муниципальных образований ХМАО. Это технопарк, нам нужно помещение, мы знаем, чем наполнить его, какой интересной содержательной деятельностью, и это не только получение допобразования,а это предпрофильное очень важное направление.Мы сегодня завершили формирование базовых элементов робототехники.Нам действительно необходимо оборудованиедля 3Д-моделирования.Это 3Д-принтеры и програмное обеспечение, которое позволяет формировать образ и интерактивную модель того объекта, которые проецируется и потом распечатывается.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Когда встает вопрос о преемственности образования, начиная от детского сада, очень многие эксперты видят проблему в высшей школе, как раз именно потому, о чем мы говорили, что управление техникой, да, мы умеем готовить, что касается проектного мышления, хай-тэк, ноу-хау с этим есть сложности, как Вы считатете нужно ли менять саму систему подготовки?

    Виталий Рыжаков, заведующий кафедрой радиоэлектроники и электротехники СурГУ

    Её нужно просто адаптировать под реалии, которые сейчас диктует рынок, то есть, старая советская школа она подразумевала в течении 5 лет готовить именно инженеров. А сейчас мы готовим бакалавров, а потом у нас идут магистры. Надо просто правильно соориентировать эти образовательные программы по уровням.

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Я давно подметил эту разницу, действительно, по существовавшим до этого программам базовый период обучения был 5-летним, получался, если мы говорим об образовании инженер.Теперь бакалавр это 4 года,магистр 6 лет.По мне бакалавр — это недоинженер,а магистр — это переинженер.

    Вероника Чубенко, ведущая

    А мне кажется, что хватит и СУЗа, чтобы сделать хорошего технаря, который будет эксплуатировать обрудование, а что касается проектных форм и действительно тех людей, которые смогут технопарки заполнять идеями, с этим что делать?

    Виталий Рыжаков, заведующий кафедрой радиоэлектроники и электротехники СурГУ

    Сейчас образовательный стандарт предоставил нам возможность выбора, под какой вид деятельности мы готовим наших выпускников. И там есть три больших градаци — это технологический вид деятельности,проектный и научно-исследовательский. Так вот, собственно говоря, инженер он начинает именно в проектной деятельности. В рамках магистрской программы можно говорить уже о нормальном инженерном образовании и готовить специалистов-проектировщиков.Недавно проходил конкурс «Славим человека труда» и наши выпускники заняли там призовые места.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Мы затронули тему организации технопарков и это очень важно на территории региона и, честно говоря, когда мы эту тему обсуждаем, первая мысль, которая Вам приходит в голову,а почему не у нас?

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Отвечу сразу, если мы говорим о детских технопарках. Повезло Ханты-Мансийску, повезло Нефтеюганску, когда к нам на территорию Югры приехали специалисты агентства стратегических исследований с определенными требованиями по развитию технопарков по федеральной программе в целом по России, повезло этим двум муниципальным образованиям, у них были свободные помещения, именно в тот момент, которые отвечали всем требованиям, а требования там достаточно жесткие, начиная от вопросов безопасности и заканчивая конкретными требованиями к конструктивным элементам зданий.Им повезло, но мы следующие в очереди.

    Вероника Чубенко, ведущая

    То есть…. у нас есть реальные шансы этот объект заполучить?

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Мы этим вопросом достаточно серьезно занимаемся, у нас даже есть здание, во всяком случае по техническим характеристикам, котрые предоставили специалистам АСИ, оно соответствует. Они в ближайшее время прибудут в Сургут, чтобы убедиться в этом лично. И, если все срастется, а самое главное, в идеале, нам бы найти инвестора, который бы взял на себя часть затрат по содержанию ткого объекта, поддержка округа нам гарантирована. Наш Губернатор была в этом здании, она его смотрела, поэтому, надеюсь, мы будем третьими из муниципальных образований Югры.

    Елена Гавшина, родитель

    Как муниципалитет относится к сотрудничеству 19 школы и ГРЭС и какой вклад преполагается внести в продолжение этого сотрудничества?

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Сотрудничество с ГРЭС-2 длится с 2007 года.Уже более 160 учеников 19 школы прошли обучение в этих профильных энергоклассах, лучшие из выпускников получили направление в Уральский федеральный университет за счет средств ГРЭС-2. 4 человека после окончания и получения высшего образования уже являются сотрудниками ГРЭС, могу ошибиться, но мне кажется человек 5-6 в настоящее время продолжают обучение и мы планируем продолжить это сотрудничество в дальнейшем.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Мы научились. пусть маленькими шагами, но все-таки готовить так называемый кадровый резерв?

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Это непросто — кадровый резерв, это четко сформулированная программа школа-ВУЗ-предприятие.Есть такой опыт по созданию газпромклассов на базе лицея №1 с 2014-2015 учебного года, с этого года на базе научно-естетсвенного лицея создается такой же точно газпромкласс и «Сургутнефтегаз» сегодня входит в программу, так называемую Lego education, при чем это профориентация уже даже на стадии детского сада и начальных классов общеобразовательных школ.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Замечательно, что сами родители как-то подключаются к обсуждению этой проблемы и даже пытаются сегодня требовать и у администрации города, и у градообразующих предприятий вот создания таких профилей, таких возможностей. Мы как раз в марафоне выступаем за то, чтобы совместными усилиями влиять друг на друга и создавать какие-то движения.Для того, чтобы стимулировать администрацию и помогать администрации.

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Да, действительно, мы выступаем координатором в реализации таких программ школа-ВУЗ-предприятие, наша задача только действительно объединить усилия работадателей, которые заинтересованы в подготовке высококвалифицированных специалистов, учеников наших школ, но, безусловно, ключевым моментом здесь являются родители, потому что какой бы классный час не провели представители градообразующих предприятий в школе, без мнения родителей ребенку сегодня достаточно сложно сделать правильный выбор, куда пойти учиться, какую специальность получить и где потом приложить полученные знания и навыки.

    Вероника Чубенко, ведущая

    Я, чуть забегаю вперед, и приоткрываю завесу завтрашнего марафона, если будет обращение к вам создать общественный совет, который будет заниматься исключительно созданием детской политики на очень длинную перспективу, коль есть у нас стратегия развития города, там как раз и не хватает приоритетов именно в сфере детского развития.

    Дмитрий Попов, глава г. Сургута

    Двумя руками «за» и горячо поддерживаю это предложение, действительно у нас сегодня есть стратегия, которая простирается в горизонтах до 30 года. Действительно перед нами сегодня стоят сложнейшие задачи, как нам подготовить подрастающее поколение. Ведь именно им жить в далеком 2030 году и без помощи общественности решить эти проблемы будет достаточно сложно.Я всегда положительно отношусь к деятельности общественных организаций, общественных советов, потому что, как правило, такие советы, такие рабочии группы входят именно заинтересованнные люди, а если у человека есть интерес, то он занимаясь решением той или иной проблемы, готовит и конкретное решение этой проблемы, поэтому повторюсь, я горячо поддерживаю данное предложение. Общественный совет будет создан, мы найдем место в существующих органах по стратегии 2030.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ