Российский туризм Югрой прирастать будет. Каков туристический потенциал Сургутского района?

20:33 20.10.2017 Общество 2659 просмотров

    Отель «5 звезд» на море хорошо, а в юрте лучше! Сургутский район всерьез взялся за привлечение на свою территорию туристов. И вот первые результаты: два проекта в сфере событийного туризма вышли в финал регионального конкурса Russian Event Awards-2017. Муниципалитет успешно презентовал Музей Природы и Человека в Русскинской и проект «Массовый забег по туристическому маршруту „В поисках звенящего кедра“. Здесь всерьез рассчитывают на победу.

    Вообще, в отношении туризма у местных властей большие планы. В этом году на поддержку отрасли муниципалитет потратил полтора миллиона бюджетных рублей. Деньги не бог весть какие, если учесть, что эта сфера требует серьезных капиталовложений. Тем более, когда здесь ждут гостей не только из близлежащих городов, но даже из-за рубежа. И, поскольку бюджет района объективно не потянет сегодня создание туристической инфраструктуры практически с нуля, вся надежда на инвесторов.

    В качестве таковых рассматриваются даже аборигены. Они, например, создают на своих стойбищах все то, что пригодится для заезжих гостей. Это и домики для проживания, и даже игровые комплексы для детей. Помимо этого они и сами, что называется, оригинальные турпродукты. Не просто быт свой показать, но и организовать полностью развлекательную программу — от рыбалки традиционным способом до ловли оленей на тын-зян. При этом, правда, понятие «все включено» означает пока следующее: что наловил, то и сварил, а что сварил -то и съел. Роль же хозяев — показать, как это делается. Экзотика, однако. Но и за это надо заплатить. Так, за однодневный тур на стойбище со всеми прелестями жизни, ханты берут по полторы тысячи рублей с человека.

    И, что самое интересное, от желающих отбоя нет. Этнотуризм — то, что сегодня действительно может заинтересовать и соотечественников, и иностранцев. Ведь это не просто музейная консервация, а настоящее погружение в естественный быт коренных народов севера. Такая программа по вкусу даже теплолюбивым гостям.

    В качестве примера — национальный хантыйский праздник День оленевода в деревне Русскинской. В последние годы он собирает тысячи людей. И это уже настоящий яркий бренд не только района, но и всей Югры. Во всяком случае, именно событийные мероприятия дают самый большой туристический поток, а значит, и серьезные финансовые вливания в экономику тех регионов, где это действительно хорошо раскручено. На примерах карнавалов в Бразилии и Венеции все это очевидно.

    Но, так называемый этнотуризм, не единственное направление, которое в Сургутском районе собираются развивать. И тут в дело готовы пустить все: от демонстрации другого, более раскрученного бренда Югры в рамках так называемых ойл-туров, до сбора скудного урожая в деревне Тундрино. Это когда приезжие должны заплатить за положительные эмоции, получаемые во время копания картошки. На самом деле суперзадумка.

    Как заправский гид, начинает свою этноэкскурсию Клим Кантеров с проверки матушки — это самодельная ловушка для рыбы. Его хозяйство — это тысячи гектаров леса, несколько стойбищ, пилорама, стадо оленей. Клим регулярно объезжает родовые угодья. В его владениях есть, что показать туристам — это и национальное жилище, угощения, рыбалка. Вообще, современные аборигены активно включились в развитие этнобизнеса.

     «Для некоторых снег — даже экзотика, сколько вот приезжали, бывает, что снег как увидят — все, целый день снегом кидаются. Мы всегда с братом смеемся, глядя на них — люди целый день снегом играются, бывает же такое!», -делится владелец этностойбища.

    Сегодня для знакомства с местным колоритом можно выбрать себе приключение на любой вкус. Хоть с экстремальной ночевкой в скромном чуме, хоть в комфортном деревянном доме со всеми удобствами — электричеством и средствами связи. Современные ханты удивляют своей эрудированностью, общительностью и бизнес-хваткой. Для особо требовательных туристов даже строят гостиницы. Одним словом, нынешние стойбища — это настоящие резиденции. Сами хозяева называют их не иначе, как этноцентры.

    В местном этноцентре даже есть вот такая современная детская площадка, причем используют ее ребятишки круглый год — зимой, весной, летом, осенью все равно скользко. Приверженцы спортивного отдыха могут выбрать, к примеру, рыбалку в Сургутском районе. Настоящей паломнической меккой для любителей клёва становится поселок Сытомино. Вот уже несколько десятков лет именно здесь с размахом проводится праздник рыбака. Любителей покидать удочку или спиннинг привлекает солидная добыча — язь, плотва, щука, за которыми съезжаются поклонники рыбной ловли со всей Югры.

     «Хочу сказать, что с каждым годом это мероприятие набирает популярность. Очень много было заявлено у нас и участников в гонках на обласах, и на рыбалку. В основном, конечно же, это участники из Лянтора, Федоровки, Русскинской», -отметила глава сельского поселения Сытомино Людмила Бахметова.

    Ну а тысячи любителей посидеть с гитарой у костра собирает фестиваль бардовской песни на Высоком мысу. За каких-то несколько лет из корпоративного «междусобойчика» он вырос в событие всероссийского уровня и привлекательный туристический продукт. Гости преодолевают немалые расстояния, чтобы несколько дней пожить в палатке и попеть хиты под гитару с известными артистами.

     «15 лет можно было добраться только водой. Этой дороги по Нефтеюганскому району еще не существовало — ничего, все замечательно было, и водой добирались. И, может, было чуть-чуть поменьше народу, но было не менее популярно, чем сейчас», -вспоминает заместитель председателя Думы ХМАО-Югры Александр Сальников.

    Среди долгосрочных планов властей Сургутского района — строительство уникального санатория в районе поселка Ульт-Ягун, возрождение былой славы рыбозавода «Восход» в Сытомино, и масса других идей по созданию вот таких вот притягательных брендов. Ведь за дни проведения подобных масштабных фестивалей и праздников магазины делают гигантскую выручку. Так что, перспективам развития туризма местные жители только рады.

     «В Сургутском районе есть места, которые известны далеко за пределами района и ХМАО, и даже России. Это и наша знаменитая Барсова гора, и русскинской Музей Природы и Человека. Этнос — особенность нашего округа. Этнотуризм, экотуризм, может быть, археологический туризм — это первое направление. Второе — это, конечно, активный отдых», -рассказывает начальник Управления культуры, туризма и спорта Администрации Сургутского района Руслан Марценковский.

    Понятное дело, что такие туры по своему сервису, или той же транспортной инфраструктуре, по комфорту не могут соперничать с путешествиями, например, по Финляндии, с ее древними лапландскими легендами и сказкой о Санта-Клаусе. В подобном брендировании сегодня нуждается и Сургутский район. Впрочем, муниципалитет пока только в начале создания своего собственного «Золотого кольца».

    Размах серьезный. Планов гора, деньги рекой! А туризм-то от этого будет? Для тех, кто никогда не был в Югре, этот край остается почти мифическим — с его вечными морозами, суровыми нефтяниками и дикими зверями, разгуливающими по улицам. Меня самого, выросшего здесь, этот стереотип сильно бы удивил, если бы я сам не услышал нечто подобное из уст настоящего англичанина — учителя географии одного из престижных британских колледжей. Помню, как я, тыча пальцем в карту на стене его учебного кабинета, пытался объяснить откуда я приехал. А он никак не мог понять — почему, если в этом месте существуют города, их на его карте нет? Единственное географическое понятие, которое он имел об этой местности это слово «Сибириа». Ну да ладно, с тех пор появились гугл карты, может теперь и туда заглянуть.

    Но для Сургутского района, как для потенциальной туристической мекки, это пока ничего не меняет. Ибо для того, чтобы сюда потянулись туристы, что называется в промышленных масштабах, нужно иметь действительно что-то    уникальное и притягательное. Если это не море с пляжами, или горы с комфортными снежными трассами, то, что тогда? Ответ прост — исторические памятники! Такие, как например, Барсова Гора.

    Знаменитая на весь мир, сказал бы я, если бы она не была знаменита на весь мир только в узких кругах археологов и этнографов. А это, как раз, не очень широкий круг потребителей нашего уникального продукта. Причем такого, что Колизей и Пизанская башня просто отдыхают. А можно ли эту ситуацию изменить и сделать это место популярным на весь мир? Изначально все мы на это посмотрим со скепсисом. И не потому, что сами плохо знаем ценность Барсовой Горы, а потому, что страшно вступать в подобную конкуренцию с уже существующими брендами.

    Иного мнения сегодня придерживаются власти Сургутского района. Они уверяют, что скоро неприглядная для глаз территория преобразится до неузнаваемости. Там, где сейчас лес и стихийные помойки, появится некий музейно-туристический центр. Аж самому захотелось в это поверить. Ну, или, проверить. Потому я отправился туда сам. И именно там мы поговорили о перспективах туристической отрасли вместе с заместителем главы Сургутского района Татьяной Османкиной.

     «Это место особое. С точки зрения истории, равных ему в России нет. По богатству найденных исторических объектов, действительно, Барсова гора является уникальным местом. Второй момент — очень удобное расположение Барсовой горы. С точки зрения климатических природных ресурсов это место тоже выгодно отличается от других. И возможность создания и туристическо -музейного комплекса, и придорожного сервиса дает дополнительную уверенность, что это историческое место может развиваться», — говорит Татьяна Османкина.

    Но когда мы говорим о туристах из других городов, из-за рубежа, их же что-то    должно притянуть? Они не знают историю этого места, для них это белое пятно, Сибирь. И, соответственно, они должны за чем-то    потянуться. За чем они сюда поедут?

     «Рассматривать отдельно Барсово урочище, как отдельный туристическо — музейный комплекс необходимо, но, на мой взгляд, надо видеть и другие возможности. Это этностойбища, например, которые созданы в Сургутском районе. И мы можем предложить другие виды туристических продуктов — такие, как, нарпимер, экстремальный туризм. Почему бы по Божьей реке Тром-Аган не организовать сплав? Или организовать туризм, который будет связан с рыболовством, со сбором тех же дикоросов? Таким образом, создается целая инфраструктура, и Барсова гора в этой связи, возможно, является главным центром. На мой взгляд, нами должны управлять две идеи. Любой туризм — это привлечение людей с других территорий, государств, чтобы познакомить с жизнью своей. Сегодня на первое место выходят впечатления и ощущения человека от знакомства с чем-то    новым. Я считаю, что это одна из задач. Ведь не секрет, что о нас, живущих за Уралом, мало кто что знает»

    А теперь еще один вопрос, который я специально не задавал Татьяне Николаевне. Но ответ на этот вопрос хорош в качестве вывода. Зачем все это нужно Сургутскому району, ну, или, какому-нибудь    другому муниципалитету в такой же далекой провинции? Раньше я бы, без всякого сомнения, сказал — исключительно для демонстрации своих больших амбиций, не имеющих под собой никакого основания. Но то было раньше, когда бюджеты городов и районов были другими. Таять могли без особых последствий. Сегодня живем в другой реальности. И у властей разного уровня уже нет иного выхода, кроме как научиться зарабатывать на всем, что не связано с нефтяной трубой.