Авиаколлапс в Сургуте закончился, но может повториться

20:24 04.02.2013 Происшествия 3967 просмотров

   Ближайшие несколько дней в сургутском аэропорту сохраняется вероятность того, что полеты вновь будут приостановлены из-за тумана. Четвертый день это погодное явление не дает авиаторам расслабиться. А в выходные аэропорт пережил настоящий воздушный коллапс. Особенно напряженной ситуация была в субботу — аэродром практически не принимал и не отправлял самолеты. Полеты были возможны лишь в кратковременные прояснения. Некоторые международные рейсы взял на себя Нижневартовск. Только за пятницу и субботу на прилете и вылете было задержано больше полусотни бортов. Сейчас ситуация близка к норме, аэропорт практически вошел в расписание.

   А вот, как выглядело небо над аэропортом в пятницу. Эти фотографии сделаны пассажирами одного из немногих принятых Сургутом в тот вечер самолетов. Облако густого тумана шириной несколько километров зависло ровно над аэродромом.

   А это уже территория около аэропорта сегодня днем. Заметно, что влажный воздух ветер несет с водохранилища ГРЭС. Дачи около аэропорта погрузились в туман. Интересно, что в городе в это время может быть абсолютно ясно.

   Все зависит от направления ветра. Само по себе данное явление обычно для нас, но в этот раз сюрприз авиаторы получили благодаря стечению двух метеофакторов. Так называемый «инверсионный» туман над аэродромом образовался из-за большой разницы температуры воздуха в средних и нижних слоях атмосферы. Дело в том, что с востока в средние слои уже несколько дней поступает довольно теплый воздух. К примеру, на высоте тысячи метров держится температура около 7 градусов мороза. А на поверхности земли при этом минус 20. Метеорологи называют такое явление «задерживающий слой», он не дает влаге уходить выше.

   Второй фактор — направление ветра. Если он дует с юго-востока, то облака влажного воздуха с водохранилища сургутских ГРЭС приносит к аэродрому. Из-за этих метеобстоятельств горизонтальная видимость на аэродроме в субботу была примерно сто метров. При том, что для вылета самолета видимость должна быть не меньше четырехсот метров, а для посадки в два раза больше этого. Метеослужба аэропорта делает краткосрочные прогнозы. Судя по ним, ситуация в ближайшие дни не изменится. «Резких изменений в погоде в ближайшие сутки не предвидется, сохранится также слабый юго-восточный ветер, наличие инверсий температур, и в ночное время возможно образование туманов и низкой облачности», — пояснил начальник авиаметеорологической станции ОАО «Аэропорт Сургут» Михаил Хитун.

   В последние дни ветер несколько раз менялся с юго-восточного на восточный и обратно. И это давало периодические прояснения, которые позволили аэропорту принять и отправить почти все скопившиеся рейсы.

   Алексей Кулдошин отдыхал в Тайланде вместе с супругой. Однако отпуск подзатянулся. Вместо 12 дней семья путешествовала на двое суток больше, и этому факту туристы нисколько не рады. Ведь почти два дня они провели не в жарком Тайланде, а в аэропорту Новосибирска. Вылетели с Пхукета в ночь на пятницу. «Люди спали во время полета и уже когда садились в Новосибирске были ошарашены, так как думали, что летим в Сургут. Никто не знал — нас поставили перед фактом, когда командир объявил, что наш самолет произвел посадку в городе Новосибирске», — рассказал житель Сургута Алексей Кулдошин.

   О причинах такого неожиданного приземления пассажирам никто ничего не говорил. О том, что в Сургуте туман туристы узнали уже от своих родственников, которые должны были их встречать. Пассажирам предоставили гостиницу, но вот информацию про то, когда люди полетят домой никто не давал. В общей сложности, туристы гостили в Новосибирске больше суток. В субботу рейс все же был назначен, но не в Сургут, а в Нижневартовск. Оттуда туристов на автобусе наконец-то увезли домой. Так восьмичасовой перелёт превратился в двухдневное турне.

    «На вылет было задержано 25 рейсов, на прилет — 35, включая как внутренние рейсы, так и международные», — сообщил директор по наземно-техническому обеспечению ОАО «Аэропорт Сургут» Олег Николаев.

   Аэропорт «Сургут». Туристы ожидают своего рейса. Хорошим настроением похвастать могли далеко не все несостоявшиеся пассажиры. Вылета люди ждали в среднем почти сутки. Около 60 рейсов не могли осуществить вылет и посадку в пятницу и субботу. В это время стоял очень густой туман. В субботу в аэропорту с семи до восьми утра была зафиксирована максимальная концентрации пассажиров. В это время в здании вокзала их было 1200. Люди просто наблюдали за тем, как рейсы откладываются каждый час.

   Два международных рейса в Тайланд и Арабские Эмираты взял на себя аэропорт Нижневартовска, куда людей доставляли автобусами. Таким же образом, через Нижневартовск в Сургут возвращали уже отдохнувших туристов. Вартовчане вообще приняли на себя значительную часть работы сургутских коллег. Однако, по мнению пассажиров, этого было недостаточно. В субботу к 5 часам вечера сургутский аэропорт все-таки начал принимать и отправлять самолеты. Одним из первых улетел международный рейс на Бангкок.

   В воскресенье задержки продолжались, но уже максимум на 2 часа. Это было связано и с погодой и с тем, что у авиакомпаний просто не хватало самолетов, чтобы разом обслужить все скопившиеся рейсы. Сегодня аэропорт практически вошел в расписание. Один рейс был задержан на три часа. Диспетчеры готовятся к повторению ситуации — туман с ГРЭСовского водохранилища может накрыть взлетную полосу в ближайшее время. Впрочем, такое в Сургуте происходит хоть и не часто, но далеко не в первый раз. «Таких длительных туманов давно не было. Года 2-2,5 назад на новогодние праздники были такие серьезные задержки», — вспоминает начальник координационно — диспетчерского центра аэропорта «Сургут» Людмила Городищева.

   Воздушный коллапс в сургутском аэропорту, конечно, подпортил настроение пассажирам. Особенно туристам, которые к месту отдыха прибыли гораздо позже намеченного срока. То есть, по сути, в то время, которое уже было проплачено за проживание в гостинице, люди еще были в пути. В таком случае компенсировать ущерб должен тур-оператор. Неустойка составляет 3% от стоимости билета за каждый час ожидания. Например, если билеты в одну сторону стоят 20 тысяч рублей, то за один час задержки оператор должен заплатить 600 рублей. Взаимоотношения туристов и тур-операторов регулирует и Гражданский кодекс. Он гласит, что за один час задержки компания компенсирует туристу 25 рублей. Также путешественники могут самостоятельно определить сумму выплаты за так называемый моральный ущерб.

    «Также суд имеет право взыскать штраф в доход потребителя в размере 50% от присужденной суммы. К примеру, суд установил вернуть за билет 100%, ну, скажем так, 20 тысяч рублей, и взыскать еще пеню за неустойку в размере пяти тысяч рублей. Таким образом, всего в вашу пользу 25 тысяч рублей и штраф в данном случае будет составлять 12,5 тысяч. Итого сумма взыскания составляет 37,5 тысяч рублей», — разъяснил адвокат Алексей Редькин.

   Недовольный пассажир, конечно, может написать претензию тур-оператору. Однако, как говорят юристы, не все компании реагируют на них и выплачивают требуемую законом сумму. При таком варианте стоит обращаться с иском в суд. Отметим, что если перелет организовывает не тур-оператор, а билет приобретается самостоятельно, то все обязанности по компенсации берет на себя авиаперевозчик. Также в его компетенции входит предоставление питания и гостиницы при задержке рейса. «Если рейс задержан свыше двух часов, то они обязаны предоставить только воду, если свыше 4 часов уже начинают обеспечивать горячим питанием, если свыше 6 часов должны предоставить гостиницу. Проживание в гостинице и проезд в гостиницу — за счет авиакомпании», — добавил Алексей Редькин.

Автор: Мария Александрова, Сергей Зотов

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 1
Как-то страшновато жить в городе, из которого нельзя уехать, если возникнут веские причины (смерть родственников и т.д.)

# Алиса 05.02.2013 09:09:40 0

НАВЕРХ