Энергетики «Запсибэлектросетьстроя» встретились в преддверии полувекового юбилея

18:21 27.04.2024 2627 просмотров

Несли тепло и свет в северные города. В конце 60-х годов прошлого столетия вместе с геологами на территорию автономного округа пришли энергостроители. Это люди, которые в суровых условиях здешнего климата, возводили опоры ЛЭП и подстанции, соединяя их в единую систему электроснабжения региона. Родоначальником этого сложного и трудоемкого процесса выступил трест «Запсибэлектросетьстрой». Само предприятие уже не существует, но его полувековой путь остался в истории освоения Западной Сибири. В канун Дня весны и труда ветераны и передовики отрасли собрались на встрече, посвященной 50-летию компании. О чем вспоминали трассовики, и почему они себя так называли?

60-ые годы принято связывать с эпохой геологоразведки в Западной Сибири. Но вместе с доблестными первопроходцами в болотистую местность Ханты-Мансийского округа пришли и энергетики. Нет электричества — нет нефти, а она стране была нужна. Началась большая стройка. Возводили 150-метровые опоры ЛЭПов и тянули провода с территории Тюмени, порой, по непроходимой тайге. Была у сетевиков и своя традиция.

«Ставили флаг на конечной опоре обычно в тайге. Вот она — последняя опора, а больше ничего не было. Мы шли впереди. На Нижнесортымский мы притащили и поставили, подняли флажок на опоре, а туда еще дорога не была построена. И мы так всегда шли вперед», — сказал начальник участка МК-111 треста «Запсибэлектросетьстрой» в прошлом, а ныне генеральный директор телекомпании «СургутИнформ-ТВ» Игорь Ярош.

Энергетики работали там, где не было еще никакой инфраструктуры, в том числе и дорог. Все конструкции, те же опоры ЛЭП, к месту стройки доставляли вертолетчики. Летали на МИ-8, машина большая и мощная. Пилотам приходилось проявлять чудеса пилотирования при транспортировке конструкций. Порой нужно было опускаться на минимально допустимую высоту для выгрузки и даже ниже.

«Все ЛЭПы, которые с Тюмени до Нижневартовска на север, все внутрипромысловые — все с вертолета. Начинали со старого полигона, который был рядом с ж/д мостом через водохранилище. Потом на Черную речку перешли. Четырьмя-пятью бортами каждое утро, солнышко взошло, уже зацепил и потащил», — отметил ветеран сургутской авиации Франц Левицкий.

Все, кто в те годы — 60-ые, 70-ые, 80-ые — работали в тресте «Запсибэлектросетьстрой» говорят, что прожили жизнь под девизом трасса. Так себя и называли — не энергетики, не сетевики, а трассовики. И вот почему.

«Понятие вахта для нас не существовало. Для нас существовало понятие „трасса“. Для молодежи и нефтяников поясню. Трасса — это в понедельник рано утром приезжаешь на трассу, потом может быть в субботу вечером поздно приедешь домой. А в понедельник утром ты приезжаешь на трассу. А можешь в следующую субботу и не вернуться», — добавил Игорь Ярош.

История создания всей необъятной энергосистемы на нашей северной территории связана со многими именами. Одно из них — Игорь Киртбая — увековечено в названии одной из улиц Сургута. Он был первым управляющим треста и основателем поселка Лунный. В этом году у него был бы юбилей.

«В этом году со Дня рождения 85 лет исполнится. Улица, которая построена и названа его именем, известна многим. „Куда едешь?“, «На Киртбая». Я этого товарища знаю», — уточнил заместитель управляющего треста «Запсибэлектросетьстрой» 1980-1987 годах Леонид Захаров.

«Я хочу поблагодарить наших ребят всех, и которые здесь, и которых уже нет с нами. Большое спасибо всем вам, за то, что вы столько вложили с таким трудом, с такой горечью и болью иногда, но все-таки победили все эти линии», — поблагодарил начальник планово-экономического отдела треста «Запсибэлектросетьстрой» 1975-1988 годах Владимир Гавриков.

Сам «Запсибэлектросетьстрой» отмечает 12 июня этого года свой полувековой юбилей.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ