Что нам стоит дорогу построить. Почем километр дороги для Сургута, и кто на этом зарабатывает?

20:40 17.10.2014 Экономика 3995 просмотров
Фото: архив СургутИнформТВ
Что нам стоит дорогу построить. Почем километр дороги для Сургута, и кто на этом зарабатывает?

    Любишь кататься, люби и саночки возить. С нового года владельцы абсолютно всех типов авто будут платить транспортный налог. Именно с помощью этой пошлины в правительстве региона планируют повысить наполняемость дорожного фонда. Ещё не собранные средства уже подсчитали: новый механизм увеличит поступления примерно на 200 миллионов. Сумма будет складываться, в том числе, за счёт владельцев водного и воздушного транспорта. Для последних налог увеличился больше, чем на треть. В общем, в стороне никто не остался, теперь дороги ремонтировать будем буквально всем миром.

    Да, но что такое 200 миллионов в масштабах всей Югры, где тысячи километров дорог? Капля в море. А вот для каждого из нас это может стать приличными дополнительными расходами. Наверняка, многим придётся пересмотреть свои автомобильные предпочтения. Итак, обладателям, например, паркетников мощностью до 200 лошадиных сил, предстоит тратить на них по 40 рублей за лошадь. В рублях это 8000. Ну а тем, у кого по 300 лошадок под капотом придётся заплатить 36 000. В региональном правительстве успокаивают: ставки по транспортному налогу в Югре не поднимались 12 лет, а зарплаты населения неумолимо продолжали расти. Да и в конце концов, есть несколько миллионов на дорогую машину — можно найти и на то, чтобы налоги заплатить. Что же касается тех, кто два последних года был освобождён от государственных пошлин, то для них сумма составит что — то около 1000 рублей в год. Так что в стороне от решения одной из извечных российских проблем никто не останется.

     «Кстати, глава уже говорил по этому поводу, и я с ним абсолютно согласен, что самое большое количество надписей „какой мэр, такие и дороги“, как раз на машинах, чьи владельцы налог не платят. Потому что все эти машины — до 150 лошадей. На мой взгляд совершенно правильно, что этот налог должны платить все. Ну чего освобождать? Не тянешь- ходи пешком, езди на общественном транспорте, у нас хорошо он ходит», -считает заместитель главы администрации Сургута Владимир Базаров.

    С учётом сложившейся в стране экономической ситуации государство, конечно, понять можно. Федеральный бюджет сейчас занят решением ряда других насущных проблем. Взять хотя бы спортивные объекты и инфраструктуру к ним. Раньше была Олимпиада, теперь вот чемпионат мира по футболу на носу. Ремонт и строительство дорог при этом никто не отменял. Только, когда денег в казне нет, постоянно растущие на эти цели цены начинают удивлять даже президента. На прошедшем в Новосибирске госсовете Путин был, мягко говоря, недоволен сложившейся ценовой политикой на дорожно-строительном рынке.

     «Рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46%, на песок 79,7%. Это что такое, это у нас инфляция такая? О чем мы говорим вообще? При перевозке в соседний регион цена на щебень, гравий возрастает на 20-30%, на песок — до 90%», -возмутился президент.

    Действительно, не из Европы же нам песок со щебёнкой везут, а то ведь можно было бы, как это водится, сослаться на пресловутые западные санкции. Так почему же любые дороги так нам дорого обходятся?

    Открытие транспортной развязки вместе с подъездными путями- событие для Сургута, безусловно, знаковое. Как, в принципе, и пуск любой, даже самой маленькой улицы. Дороги у нас строятся крайне редко. Этот 20- километровый участок восточной объездной обошёлся в 1 миллиард 300 миллионов рублей. Это дорого?? Если учесть, что 1 километр региональной межмуниципальной трассы, такой как эта, в среднем обходится в 89 миллионов, то наверное нет. Тем более, что задачи эта автомагистраль решает серьёзные.

     «Это, практически, второй выезд из города в сторону Нижневартовска, в сторону Когалыма. То есть, то „бутылочное горлышко“ сегодня которое у нас на Аэрофлотской сложилось мы практически слегка расширили. Логическим завершением будет окончание строительства объездной городской 1z, она соединится непосредственно с восточной объездной — это будет полноценная объездная дорога для города Сургута с выходом на Север, на Восток», -пояснил главный инженер ЗАО «Автодорстрой» Тимофей Болсун.

    То, что последний участок объездной в районе Чёрного мыса когда — нибудь достроят, вопрос решённый, а вот во сколько он обойдётся — открытый. В том месте, где запланирована последняя очередь трассы, находится жилой балочный массив. Людей, в любом случае, придётся переселять. Расходы, а это могут быть десятки миллионов рублей, само собой, отразятся на конечной стоимости.

     «У нас остался небольшой участок дорог, чтобы закольцевать объездную вокруг Сургута — это улица Сосновая, Декабристов, которая должна соединиться с объездной дорогой Югорский тракт. На аппаратном совещании глава дал поручение: посчитать количество жилья, необходимого для переселения людей, которые попали в красную линию этой предполагаемой дороги», — рассказал заместитель главы администрации Сургута Владимир Базаров.

    И всевозможных финансовых нагрузок при проектировке дорог, особенно здесь, на севере, огромное количество. Начиная от собственно проекта и заканчивая переносом инженерных сетей. Если таковые вдруг попадаются на земельном участке, отведённом под строительство — пиши пропало.

     «Бывает даже так, что перенос сетей, которые находятся сегодня под развязкой, практически равен стоимости самой развязки, — отметил губернатор Тюменской области Владимир Якушев. — Поэтому, конечно, когда мы в чистом виде начинаем считать и сравнивать, а такой мониторинг тоже был представлен в президиуме Госсовета, если все эти затраты включить в километр в строительства дороги, то конечно, он получается золотой»

    Но золотой дорогу делают скорее не природный ландшафт и устоявшаяся городская среда, а вполне конкретные условия, в которых работают сегодняшние подрядчики. И инфляция или какие другие экономические потрясения, здесь ни при чём. По крайней мере дорожники все, как один, уверяют: доставлять сюда необходимые для строительства материалы — не просто дорого, а крайне дорого.

     «На Сургут никто не хочет ехать, -говоря о грузоотправителях уточнил Юрий Остапенко, заместитель генерального директора ООО СК „ЮвиС“. — Почему у нас дороже, чем, допустим, в том же Омске или в Тюмени? Там станция проходная, у нас — тупиковая, поэтому за вагоны мы платим дважды, за порожний пробег и за этот. И всё это ложится на плечи покупателя».

    Покупатель перекладывает на заказчика, а заказчик, в свою очередь, берёт из бюджета. Такой вот цикличный финансовый поток.

    Так что с миру по нитке, и не только дороги появятся, но и рубашки у всевозможных посредников и перевозчиков — всех тех, кто непосредственно к дорожному строительству отношения не имеет. А вот на стоимость влиять может напрямую. Будь это частник в балке, который находится в красной линии будущей магистрали или крупный монополист. Зарабатывать на этом рынке сегодня готовы все, вот и выходит у нас опять извечная проблема по Гоголю, где к двум Д, если еще прибавить третье «денет нет», то состояние наших магистралей нетрудно оценить так, как мы со времен Николая Васильевича попривыкли оценивать — нелитературными словами.

    И тут, как говорится, не до жиру. Качество в существующих условиях уходит на второй план. О каком — то технологическом прорыве и постоянном развитии дорожной отрасли в целом, говорить не приходится. Для власти главное решить текущие проблемы — залатать дыры на дорогах, подрядчикам, которые эти самые дыры латают, просто выжить. Тот же самый щебень, о котором говорил Путин на госсовете, на уральских карьерах стоит 300 рублей за тонну. Пока он доезжает до Сургута его цена увеличивается больше, чем в 4 раза. И вариант экономии ровно один. Покупать не совсем качественные, при этом более дешёвые материалы. Тогда и подряд можно закрыть, и прибыль какую-никакую получить.

     «Тарифы-то у нас растут. Если подрядчик пытается что — то экономить, он же не может изменить железнодорожный тариф, возможностей доставки не так много, то есть, это вода и железная дорога. Стоимость доставки растёт, он пытается найти какой то материал подешевле. Дешевле, соотвественно, качество может быть хуже», — подытожил начальник Управления автомобильных дорог Константин Гребешок.

    Если вспомнить тот же транспортный налог, с помощью которого региональные власти рассчитывают привлекать по 200 миллионов дополнительно, то картина всё равно не перестаёт быть пессимистичной. Денег больше, конечно станет, но гарантии при этом, что дороги станут качественнее и долговечнее, нет никакой. Подрядчики будут прежними, как и технологии, которые они используют.

    Будущее дорожно — строительной отрасли всё-таки ещё может быть светлым, конечно, при определённых условиях. Полномасштабных исследований ещё никто не проводил, но гипотетически разработанная специальная сетка способна с лёгкостью выполнять функцию дорожного основания. А для Сургута, как и для всего региона, при строительстве дорог это — основополагающий фактор, считает доктор физико-математических наук Глеб Горынин. Сургутские плиты, которые продолжают быть дорожной подушкой на подавляющем большинстве городских улиц, не просто не отвечают времени, а сводят на нет все усилия дорожников.

     «Качество асфальтовой смеси имеет значение, возможно, разного рода добавки в нее, чтобы, например асфальт не растрескивался. Но дело в том, что всё это становится не важным и не существенным, если вы не сделали правильным основание. В этом весь вопрос. Я бы ответил так: мы можем снизить стоимость дорог при сохранении качества, только за счёт новых конструкций, когда дорога будет проходить в местности со сложными грунтовыми условиями», -считает заведующий кафедрой «Строительные технологии и конструкции» СурГУ.

    Не согласиться с этим сложно. Правда при этом, как это часто бывает, предложение местных учёных, скорее всего, так и останется теорией. Тем более, когда речь идёт об укладке дорожного основания. При этом новые технологии не раз оправдывали своё применение, в том числе и в Сургуте. Например, тот же щебёночно — мастичный асфальтобетон

    Да, естественно, он дороже, потому что суть его в том, что там повышенное содержание щебня и битума, используются специальные добавки, которые помогают этот битум удержать. Эти кристаллические решётки, поэтому, конечно дороже, материала просто больше. Но по факту получается, что дорожная «одежда» с таким покрытием служит гораздо дольше», -подтверждает начальник Управления автомобильных дорог Константин Гребешок.

    Одним словом, эксперимент удался. И это при том, что тот же ЩМА обходится на 10-15 процентов дороже асфальта другого типа. Можно, конечно, работать и по старинке, но при этом, если всё делать как полагается, денег надо будет потратить в разы больше, нежели при использовании инновационных подходов с тем же основанием дорожного полотна.

     «Если вы сделаете всё правильно, эта дорога будет стоять достаточно долго. Но она будет золотой. Если эти работы не вести, то хорошие дороги всегда будут золотыми, а дешёвые дороги будут недолговечными. Эти исследования надо вести, и они могут вестись только за счёт бюджета, потому что ни одна строительная организация в это вкладываться не будет», -добавил Глеб Горынин.

    На самом деле энтузиасты находятся, когда видят реальную экономию. Одна из сургутских компаний на добровольных началах использует на территории нескольких городских дворов вот такую технологию. Старое полотно, включая плиты, служившие так называемой дорожной подушкой, полностью снимают. Специальной техникой его переработают, полученную крошку при помощи, опять же, спецтехники смешивают с цементом и всё это благополучно укладывается на прежнее место. Получается чуть ли не безотходное производство. Дорожное покрытие состоит из нескольких слоев.

    Оказывается в мире все уже давно придумано. Такую технологию используют немцы, причём очень давно. А зная их порядок и экономность, можно предположить, что она, как минимум, не хуже используемых в Сургуте плит. Теперь мы будем пристально следить за тем, не появятся ли трещины на этом участке, ведь если дорога выдержит, можно посчитать, что свершится практически технологическая революция.

    Изучение и аккумулирование опыта — тоже задача и, может быть, номер один для власти, призванной создавать условия для нормальной жизнедеятельности. А как жить без нормальных дорог?

Татьяна Бухарова, Светлана Славкина,Евгений Лаврентьев

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 11
По коммуналке по статье расходы за кап. ремонт ценник практически по Сургуту самый высокий по РФ, бензин на 2-3 рубля выше чем на большой земле где по идеи покупают у нас и его же посредники поставляют и он там дешевле? И можно очень много примеров и показателей перечислить. Все бы устраивало если бы з/п соответствовали а они давно уже не те. Нужно подымать вопросы в референдум писать губернатору.

# surgut dor 19.10.2014 22:51:49 0

 работаю в СНГ, с 2000 года зарплата на сегодняшний день повысилась на 10000руб то есть 714руб в год и вот пришёл час расплаты заберут всю добавку заработанную за 10 лет

# kompressor 19.10.2014 20:39:53 0

 я 12 лет назад колбаску покупал за 80 руб палку.а сейчас 280р.че толку от этого зарплат?и че это за СПАМ на сайте???

# dimasikptw 19.10.2014 11:22:06 0

 Кончай жрать дешёвую колбасу. Начальник кончай работать ластиком по правде, вспотеешь.Кончайте строить 1 метр дороги за 65000 рублей. ОН за всё спросит.

# 19.10.2014 13:54:52 0

 Читай в нете дорожные фирмы банкроты и все поймешь.

# Гость 18.10.2014 01:39:23 0

 Траспортный налог сейчас заложен в стоимость бензина, теперь две шкуры драть будут, когда заправляешся и отдельно в налоговую оплачивать. Если возвращают транспортный налог, то тогда пусть убирают его с цены на бензин. Про рост зарплат смеялся долго, люди похоже вообще не мониторят уровень зарплат в округе, а тупо смотрят «среднюю температуру по больнице».

# 18.10.2014 00:00:14 0

 Пока мы не заработаем ничего не измениться.

# НКВД 17.10.2014 23:34:34 0

 неумолимо может рости только возраст, с зарплатами все на много сложнее.

# Анатолий 17.10.2014 22:43:32 0

 А цены?

# Гарик 18.10.2014 20:30:59 0

 »В региональном правительстве успокаивают: ставки по транспортному налогу в Югре не поднимались 12 лет, а зарплаты населения неумолимо продолжали расти.» — ого, оказывается у кого то зарплата растет. Или видимо я не население… и слово то какое интересное, неумолимо.

# 17.10.2014 21:52:49 0

 Ну так определенно, неумолимо растет только в региональном правительстве

# Я 20.10.2014 10:42:52 0

НАВЕРХ