Последствия глобализации. Возможно ли местному бизнесу Сургута бороться с нашествием федералов?

20:40 10.11.2017 2626 просмотров
Фото: 

То, о чем так долго говорили большие чиновники, свершилось. Французские сетевики приходят в Сургут. Об этом стало известно в начале недели. Один из крупнейших европейских ритейлеров, «Леруа Мерлен», запланировал строительство своего магазина в городе. Эта компания специализируется на продаже строительных материалов, а также товаров для дома и дачи. Местом под будущий объект выбран земельный участок в районе Югорского тракта — к слову, по соседству с другим крупным строительным гипермаркетом. Как два гиганта будут уживаться и бороться за кошельки покупателей, пока вопрос.

Впрочем, за благополучие федеральных ритейлеров можно не волноваться. Нас же сегодня беспокоит судьба местных предпринимателей. Не выдерживая конкуренцию, они уверенно теряют своих клиентов. «Нужно понимать, что „Леруа Мерлен“ — действительно крупная компания, с большими оборотами, и потребитель, в короткой перспективе, он выиграет. Цены подешевле, ассортимент какой-то новый. Почему в короткой перспективе? Потому что, давайте отдавать себе отчет о том, что сетевые компании не покупают у местных товаропроизводителей. То есть, это означает то, что у местных компаний, которые занимаются производством, реализацией продукции в той же товарной нише, наступает серьезное падение спроса», — прокомментировал ситуацию председатель Совета Сургутской торгового-промышленной палаты Владимир Болотов.

О масштабах катастрофы для местных предпринимателей можно судить по статистике. Ежегодно в Сургуте закрываются десятки так называемых «магазинов у дома». За последние два с половиной года с рынка ушли почти сто таких торговых точек. Да что там мелкие магазинчики! Целые торговые сети, принадлежащие сургутянам, ушли в небытие. Достаточно вспомнить «РОСТ», «Премьер», «Лабаз». И причина всех этих летальных исходов, по оценкам экспертов, одна: местные не выдержали конкуренцию с федералами. В чем просчитались сургутские предприниматели? Чем не угодили покупателю? И есть ли шанс не только на выживание, но и на процветание? Формат торговли «24 часа» теперь не в тренде. Мелкие сургутские магазинчики больше не работают по ночам — им это стало просто невыгодно. Оптимизировать любые издержки, чтобы остаться в прибыли — вот главный способ мелких торговых точек хоть как-то      остаться на плаву. Покупателей в таких магазинах становится все меньше, а работать в убыток смысла никакого.

С приходом на сургутский рынок крупных игроков, у жителей города появилась серьезная альтернатива. Устоявшимся в городе методам торговли федералы противопоставили нечто новое, оригинальное и крайне удобное.

-Выбор большой и сразу одним разом можно закупиться.

-За счет цен, за счет качества продукции, обслуживания. Там часто скидки очень хорошие. 

-Акции разные. Желтые, красные ценники. Пенсионерам скидки.

Рынок Сургута сегодня перенасыщен торговыми площадями. По оценкам специалистов, на такой город было бы вполне достаточно и втрое меньше. Но, даже несмотря на избыток магазинов и снижение покупательской способности, новички уверенно ступают на сургутскую землю. Возможно, они знают и умеют что-то      такое, что неведомо нашим продавцам? Задача федеральных сетей всегда сводится к одному — полностью оккупировать территорию в своем сегменте рынка, вытеснив, подавив, уничтожив конкурента. Оружие в этой борьбе — гибкость и лояльность по отношению к клиенту, интересные маркетинговые решения, массированная реклама. Но это только на первых порах. Став монополистами, сети поднимают цены, чтобы вернуть все то, что вложили в развитие. Ведь не с благотворительной же целью они заходят на рынок.

Таковы законы рынка. Или, естественного отбора, если хотите. Из сургутян выжили и даже успешно развиваются те, кто сумел найти собственную нишу и приспособиться к новым условиям — не только за счет маневров с ценами. Некоторые бизнесмены решили привлекать внимание покупателей уникальностью своего товара. Вот, к примеру, чего точно не встретишь на прилавках гипермаркетов, так это, например, чесночное варенье, консервы из оленины, кефирное мороженое. Все товары — местного производства. Теперь это уже настоящая экзотика на фоне приевшихся бананов и королевских креветок.

В этом небольшом магазине хоть и не бывает очередей на кассе, но хозяева пока не жалуются на равнодушие покупателей и убытки. «Целью нашей фермерской лавки стала задача реализации собственной продукции фермерской, а также сопутствующего направления — продукции производителей округа нашего. То есть, мы поддерживаем, помогаем продавать продукцию местных товаропроизводителей. Подключили наших партнеров, которые занимаются дикоросами, переработкой ягод грибов, орехов, производством рыбной продукции и колбасных изделий», — рассказывает предприниматель Анастасия Герусова.

Слыша стенания малого и среднего бизнеса, жалобы на федералов, власти стараются поддержать своих. Помогают рублем, организуют стартапы, компенсируют процентные ставки по кредитам, выступают поручителями в банках. Но та ли эта форма помощи, в которой сегодня действительно нуждаются предприниматели? Рыбку-то они съедят, а научатся ли удить в мутном море современного рынка?

«Если вы обучаетесь — вы развиваетесь, если вы не обучаетесь, обучаются ваши конкуренты, соответственно, они вас вытесняют с этого рынка. Есть сегмент предпринимателей, которые работают более 20 лет, и они готовы меняться, и они постоянно обучаются, развиваются, потому что понимают, что если сейчас они не будут отслеживать направление своего рынка, соответственно, их ждет та же участь, что и тех предпринимателей, которые не готовы были это сделать и закрылись», — считает заместитель директора сургутского филиала фонда поддержки предпринимательства Югры Эльвира Ситдикова.

А допустить этого нельзя. Малый и средний бизнес Сургута в местную казну приносит около 2 миллиардов рублей в качестве налогов. В условиях перманентной бюджетной оптимизации, город рискует потерять весьма ощутимый источник пополнения доходов. Экспансию федеральных торговых сетей уже не остановить. Власти не могут запретить крупным ритейлерам вести свой бизнес.

Правда, некоторые муниципалитеты и даже целые регионы до сих пор умудряются противостоять чужакам на собственном рынке. И не власти это решают, а сами потребители, которые выбирают качественный, приемлемый по цене и эксклюзивный товар. Его могут предложить только свои, местные продавцы, которые отлично знают конъюнктуру рынка и потребности покупателя. А наши, выходит, не знают? Или не умеют смотреть вперед? Где, как не в бизнесе, дальновидность — самое необходимое качество.

Новость о возможном появлении в городе той или иной компании обсуждается задолго до разрезания красных ленточек. Возможность подготовиться к такому событию у местных предпринимателей всегда есть. В этом убеждена наш эксперт, экономист Юлия Королева.

«Развитие такого формата, безусловно, повлечет за собой изменения в малом и среднем бизнесе. Это сегмент бизнеса, который должен быть более гибкий. Такой длительный период вхождения, уж к сожалению получилось, что это сложности для ритейлеров, а для остального бизнеса — это определенный временной шлюз, когда есть возможность адаптироваться, принять какие-то решения. Надо отметить, что сегодня политика в целом и окружная, и муниципальных образований нацелена на то, чтобы всесторонне оказывать содействие не только в развитии бизнеса, но и в таких моментах, связанных с изменениями форматов», — прокомментировала Юлия Королева.

Сергей Зотов

НАВЕРХ